АЛЕКСАНДР САДИКОВ: «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТВЕТСТВЕН ЗА ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ»
Вопреки расхожему мнению, что наши великие современники думают лишь о славе и гонорарах, многие из них приняли участие в благотворительном проекте записи аудиокниги
«Мудрость поколений — детям», инициированном благотворительной организацией «Традиции культуры» и журналом «Элита общества». Видимо, не случайно.
— Вагнер призывал похоронить оперное искусство, существовавшее до него, а Маяковский — «сбросить с корабля истории» Пушкина, Чехова, Бунина. — Рассказывает президент центра «Традиции культуры» Александр Садиков. — Несмотря на эти слова, они стали классикой, не умалив достоинств Россини и Пушкина. Гении опережали свою публику на столетия, но понять их невозможно в отрыве от истории и культуры. Когда Горовица спрашивали, почему он давно не выступает, он отвечал, ехидно труня над публикой и критиками XX века: «А для кого играть?!».
Уровень образованности с тех пор упал.
— И наши современники продолжают творить, а музеи не пустуют, у нас много талантов!
— А вот гениев не хватает. Что выдающегося мы создали за последние 20 лет?! Мы восстанавливаем фасады и трепетно заботимся о быте. Достижения современной России во многом инерция развития еще советской науки, культуры, спорта… Великие нынешние деятели и творцы сговорились, видимо, поиграть в прятки, менее великие — в «pr-ки».
Конечно, среднестатистический житель Среднерусской равнины XXI-го века понимает в мобильных телефонах куда больше, чем его земляк из века XIV. «Цивилизация, — говорил Горький, — это путь возведения человека в достоинство человеческое». Намного ли мы продвинулись вперед? Перед картиной Рубенса мы своей безграмотностью уподобляемся зайцу, которому положили сигарету в рот. В Большой театр ходят в большинстве случаев не насладиться оперой, а затем, чтобы потом с чувством заявить друзьям: «Да, был в Большом». Мне неоднократно приходилось слышать полные серьезности высказывания на подобие того, что полонез Огинского написал Чайковский. Немногие, услышав Глюк и Пальма, скажут, что это композитор и художник. Остается лишь надеяться, что современники не бесследно падут «мгновенной жатвой поколенья, по тайной воле провиденья», а оставят свой достойный след в культуре. Время покажет.
— Разве теперь есть какое-то особенное отличие между поколениями? Тургеневские Кирсановы и базаровы как архетипы были всегда…
— Разрыв между дореволюционными поколениями значительно меньше, чем между советским и постсоветским. Тихая революция 90-х искромсала души сильнее, чем гражданская война. Материализм и цинизм стали нормой жизни. Высокая культура начала XX века была уделом аристократии. Советское образование в несколько упрощенной форме, но принесло эту самую культуру века Серебряного и Золотого в массы. Оно давало элементарные знания о классической культуре; полноценно работали музыкальные школы, художественные кружки, существовали конкурсы чтецов. Телевидение было образцом чистой речи — стоило Левитану неверно поставить ударение в слове «салютуют», в редакцию тут же посыпались звонки. Учеба в общеобразовательной школе позволяла самому последнему двоечнику отличить «Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля и т.д.». Люди стремились быть профессионалами высокого уровня не за деньги; работающих за идею не называли «идиотами», а ценность картины не измерялась ее коммерческой стоимостью.
О ценностях и вкусах можно спорить до бесконечности, Но элементарные объективные ценности никто не отменял. Классическая культура питает любовь, альтруизм, вежливость, честность, профессионализм, добро, созидание… Мы можем проигнорировать столь простые истины, пока они не аукнутся из бездны в своем отрицательном выражении.
— Выживет ли классика, лишенная публики?
— Станет ли солнце светить меньше, если на Земле погибнут растения? Увы, сегодня посетители концертов в консерватории, слушатели радио «Орфей» и зрители телеканала «Культура» — в большинстве своем —люди, перешедшие полувековой рубеж жизни. Школьники заняты иным: им интересней запечатлеть свою жестокость на камеру мобильного телефона и выложить в Интернет. Они считают культурой — интеллектуальный fast-food, музыкой— клубные миксы, живописью — граффити, блогерские «гы», «зы», «ацтой», «ржунимагу» — «великим и могучим» с.сским языком. Какими будут их дети и внуки? Угроза двойная — с одной стороны классика может стать достоянием опустевших музеев, а с другой — в душах молодежи теряется ощущение грани между добром и злом. Катастрофа нарастает в геометрической прогрессии. Спасти ситуацию может лишь воспитание в традициях культуры : самого раннего возраста.
— Старые вопросы русской интеллигенции: кто виноват и что делать?
— Духовность, благотворительность, культура у нас на деле не в почете. Проще всего переложить ответственность на государство или олигархов. Там, где не справляется государство, должны действовать общественные организации. При этом каждый человек в отдельности ответственен перед историей за последующие поколения.
Одним из таких шагов и стал проект «Мудрость поколений — детям»?
— Приятным открытием стало бескорыстное участие многих знаменитостей в нашем благотворительном проекте. Не перевелись еще люди, подобные Гавриилу Державину, писавшему: «Я князь — коль мой сияет дух; Владелец — коль страстьми владею; Болярин — коль за всех болею»… Российские литературные миниатюры в обработке произведений классической музыки записали многие видные общественные деятели, представители культуры, спорта, политики. Диски получат не только дети из полных семей, но и воспитанники детских домов, колоний, записи будут размещены для бесплатного использования на сайте www.tcu.su. Даже если всего лишь несколько детей, услышав добрые, красивые и интересные произведения, проникнутся классической культурой, станут добрее, внимательнее, то все сделанное — не зря.
Журнал «Элита общества», июнь-июль 2010 года
